Поисковые системы

Поисковая система Яндекс

Поисковая система «Яндекс» первая среди российских поисковых систем, вторая среди крупнейшим неанглоязычным поисковым сервером после китайского и девятой среди крупнейших поисковых сайтов мира по количеству обработанных поисковых запросов (566 млн – 0,9 % (587 млн. по данным Яндекса), статистика за декабрь 2007 г.).

История создания поисковой системы Яндекс

В конце 90-х годов, когда в России бурно развивалась деятельность кооперативов, Аркадий Волож основал компанию CompTek, которая занималась поставкой компьютеров для первых банков, финансовых бирж и спекулянтов. В то время «совковский» компьютер был размером с комнату и стоил очень больших денег. Благодаря бартерным сделкам с Австрией, Волож получал компактные ПК, которые очень нравились потенциальным заказчикам.

Так как раньше Аркадий занимался исследованиями в области обработки больших объемов данных, он решил открыть другую компанию, идея создания которой зародилась еще в аспирантуре Института нефти и газа им. Губкина. В работу подключается специалист компьютерной лингвистики Аркадий Борковский. Так появляется компания «Аркадия», целью которой является разработка эффективной поисковой технологии в больших объемах текстов, с учетом морфологии русского языка. Первым заказом компании был классификатор изобретений от Института патентной информации. Этим продуктом пользовались только научно-исследовательские институты и организации, имеющие отношение к патентоведению. Особым спросом продукция компании «Аркадия» не пользовалась, зато прибыль от CompTek поднималась вверх. Тогда было принято решение объединить две компании для усовершенствования технологии поиска.

Параллельно с работой по усовершенствованию поиска, новая компания впервые выпустила электронный вариант Библии, потом получила заказы от Института мировой литературы на издания классиков. Коллектив дополнялся опытными специалистами: И. Сегалович, М. Маслов, С. Ильинский, Л. Бровкин.

В 1995 году компания впервые подключилась к сети Интернет. И вновь закипела работа над совершенствованием поисковика. Уже в 1996 году на одной из технологических выставок компания CompTek показала свои поисковые технологии. А в 1997 году был дописан поисковый робот и… проиндексирован весь Рунет! Официально поисковая машина Yandex.Ru была анонсирована 23 сентября 1997 года на выставке Softool.

Много версий выдвигается по поводу названия известного российского поисковика. Некоторые даже предполагали, что название берет свое начало от Инь и Янь. Но самая правдивая версия исходит от самих создателей. Профессиональные программисты тогда работали в операционной системе Unix. Для названия какого-либо программного продукта впереди указывалась приставка «yet another». Илья Сегалович предложил использовать название поисковика «yet another» + «index», сокращенно Yandex. Желая подчеркнуть русские корни в происхождении продукта, Аркадий Волож заменил первые две буквы на одну русскую «Я». Так родилось название знаменитой в Рунете поисковой системы – «Яndex».

В 1999 году Яndex занимал четвертое-пятое место среди самых популярных сайтов Рунета. В то время на просторах Интернета велась жесткая борьба за пользователей между другими поисковыми системами: Рамблер, Майл, Апорт, Лист. Необходимо было искать инвестора и вместе с тем не потерять контроль над компанией.

Тогда годовой доход Яndex составлял всего 70 тысяч долларов. Большую часть дохода приносила продажа поискового «движка». Но, в связи с бурным ростом Интернет-рекламы, Яndex нашел общий язык с представителями инвестиционного фонда Baring Vostok Capital Partners (BVCP), которые выкупили 35.7% контрольного пакета. Сделка обошлась BVCP в 5 миллионов 280 тысяч долларов. После этого генеральным директором компании, которая изменила название с «Яndex» на «Яндекс», был назначен Аркадий Волож.

В будущем Яндекс не собирается входить в сегменты Интернет-рынка, на которых прочно закрепились конкуренты, а будет выбирать такие направления деятельности, на которые он профессионально ориентирован.

Обзор сервисов поисковой системы Яндекс

«Яндекс» имеет обширный каталог русскоязычных ресурсов, он осуществляет поиск с учетом морфологии ключевых слов и располагает набором логических операторов для гибкой настройки поисковых запросов.

Вместе с тем, интернет-портал «Яндекс» представляет собой не только мощную поисковую систему. Под этим брендом собрано множество самых разнообразных сервисов.

Так, с помощью «Яндекса» можно узнать свежие новости («Новости»), пообщаться с друзьями и коллегами («Блоги», «Почта»), заработать («Мой Круг», «Директ», «Рекламная сеть»), продать или приобрести различные товары («Маркет», «Авто»), а также получить море полезной информации (пробки, погода, котировки валют, телепрограмма, афиша). Не менее популярна у русскоязычных пользователей и платежная система «Яндекс Деньги», которая позволяет осуществлять электронные платежи с помощью веб-интерфейса или Интернет-кошелька.